Новости
на 29 июня 2022 года
Как применять отсрочку по уплате взносов лицам, находящимся в процессе исключения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП?
Письмо Федеральной налоговой службы от 22 июня 2022 г. N БС-4-11/7683@
Правительство РФ Постановлением N 776 перенесло на 12 месяцев сроки уплаты страховых взносов. Отсрочка заключается в том, что организации и ИП из отдельных отраслей могут заплатить на год позже взносы, начисленные на выплаты физлицам за II - III кварталы 2022 года, а предприниматели-"одиночки" - также взносы "за себя" за 2021 год с дохода более 300 тыс. руб. (см. также новости от 01.06.2022 и от 05.05.2022).
ФНС ответила на вопрос, в какой момент наступит срок уплаты для лиц, находящихся в процессе ликвидации (исключения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП).
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст. 49 НК РФ. Юридические лица, снятые с учета, перестают быть плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Утрата физическим лицом статуса ИП не является основанием для прекращения обязательств, принятых в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом взыскание недоимки с физического лица, утратившего статус ИП, в соответствии со ст. 48 НК РФ производится в судебном порядке.
В целях единообразного подхода к юридическим лицам и к индивидуальным предпринимателям ФНС разъяснила, что такие лица уплачивают страховые взносы в фонды в общеустановленные сроки, предусмотренные НК РФ:
- в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией - в течение 15 календарных дней со дня подачи последнего расчета, но до момента ликвидации;
- в случае прекращения физическим лицом деятельности ИП - не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.
Может ли ОСС обязать собственника нести расходы, необязательные (по закону) для целей ремонта и содержания общего имущества?
Определение Верховного Суда РФ от 8 июня 2022 г. № 301-ЭС22-7930
Суд защитил собственника, который на ОСС по вопросам благоустройства голосовал против закупки световой фигуры, отметив, что остальные собственники, если хотят, могут купить ее за свой собственный счет.
Решение принято в деле по оспариванию решения общего собрания собственников нежилого здания (ТЦ). Оно находится в собственности у 4 лиц, метраж площадей - от 3,3 до 4 тысяч кв. м. На спорном ОСС было принято решение - с целью благоустройства земельного участка ТЦ купить световую фигуру стоимостью более 600 тыс. руб. для освещения и украшения общей территории, расходы распределить между собственниками пропорционально долям в праве долевой собственности, просрочка оплаты карается неустойкой в 0,1% за каждый день просрочки.
Собственник с самым скромным размером площадей голосовал против, но, конечно, его голосов не хватило для преодоления воли остальных участников ОСС. Собственник просил суд признать данное решение ОСС недействительным, поскольку расходы на приобретение объекта благоустройства не относятся к обязательным расходам, несение которых связано с содержанием и сохранением имущества ТЦ.
Первая инстанция поддержала собственника, однако в апелляционном суде рассуждали иначе:
- принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен МКД и который относится к общему имуществу собственников помещений в МКД, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, относится к компетенции общего собрания собственников помещений;
- согласно п. 36, п. 38 ст.1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории направлено на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, элементы благоустройства - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;
- муниципальные правила благоустройства предусматривают использование малых архитектурных форм - объектов уличного или паркового дизайна (урны, декоративные ограждения и скульптуры, светильники, фонтаны, вазы для цветов, уличная мебель (и иные объекты уличного дизайна);
- материалы дела свидетельствуют, что в спорном собрании приняли участие все собственники, оспариваемое решение принято 77% голосов против 23% голосов истца, то есть при наличии установленного законом кворума. Решение этого ОСС относительно вопроса о благоустройства земельного участка принято по вопросу, относящемуся к компетенции общего собрания собственников помещений;
- необходимость несения конкретных расходов по содержанию общего имущества здания обусловлена его спецификой (назначением), его состоянием, а также иными факторами исходя из конкретных ситуаций, связанных с его эксплуатацией в целях получения прибыли. В рассматриваемом случае расходы, связанные с приобретением световой фигуры, направлены на повышение привлекательности торгового центра и, в конечном счете, на увеличение числа посетителей.
Однако суд округа оставил в силе решение первой инстанции об удовлетворении иска, отметив следующее:
- собственники помещений в спорном ТЦ заключили договор на управление своим нежилым зданием, согласно которому УК обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в здании. В соответствии с приложением N 2 к договору управления в размер платы собственников за содержание общего имущества здания входит, в том числе, благоустройство, предусматривающее озеленение и благоустройство парковки (разметка, заграждения);
- таким образом, условия договора управления нежилым зданием не предусматривали необходимости несения обязательных расходов на освещение и украшения общей территории, в частности на покупку и установку световой конструкции;
- согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению, и согласно п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22 под содержанием общего имущества здания понимается комплекс работ и услуг, направленных на его поддержание в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества, доступность пользования помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположено здание, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества;
- однако при применении данных норм и разъяснений высшей инстанции следует принять во внимание, что они подлежат обязательному применению в случаях, когда соответствующие расходы, издержки и иные обязанности собственника определенно установлены законом;
- в рассматриваемом же случае ОСС своим решением обязало истца нести расходы на приобретение световой фигуры, которые не являются обязательными и необходимыми (по закону) для целей ремонта и содержания общего имущества,
- упомянутые расходы являются добровольными и не могут быть принудительно взысканы с лица, голосовавшего против;
- данный вывод согласуется с правовой позицией ВС РФ, изложенной в определениях ВС РФ от 16.10.2018 N 78-КГ18-45, от 06.09.2021 N 304-ЭС21-14701, согласно которой если один из сособственников понесет расходы по содержанию общего имущества, он не вправе будет взыскивать их с других сособственников, если они против этого возражают либо если они не являются необходимыми для сохранения имущества.
Верховный Суд РФ отказал ответчикам в пересмотре дела, отметив, что в рассматриваемом случае расходы по установке световой фигуры не являются обязательными и необходимыми (по закону) для целей ремонта и содержания общего имущества и не могут быть принудительно взысканы с лица, голосовавшего против приобретения указанной фигуры.